По инициативе Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, АНО «Институт развития местных сообществ» и ФГБУН «Институт российской истории Российской академии наук» в 2020 году проведен IV Всероссийский конкурс «История местного самоуправления моего края».

Конкурс уникален участием молодых граждан 5-11 классов и студентов высших учебных заведений в изучении истории, особенностей государственного и территориального управления своего края. В рамках конкурса педагогические работники разрабатывают и представляют свои авторские элективные курсы для общеобразовательной школы по теме местного самоуправления.

В Организационный Комитет вошли представители Государственной Думы ФС РФ, Института российской истории РАН; Совета Директоров Института развития местных сообществ; ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Российского государственного гуманитарного университета, Министерства просвещения Российской Федерации; Общественной палаты Российской Федерации; Министерства юстиции Российской Федерации; Экспертно-аналитического управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и другие.

В Организационный комитет Конкурса поступило более 850 работ учащихся и педагогов, в конкурсе приняло участие более 1500 участников из 82 субъектов Российской Федерации. Все участники конкурса ответственно подошли к выполнению задания. В результате работы экспертной комиссии для участия в очном этапе Конкурса отобрано 145 конкурсных работ. В своих работах участники затронули крайне важные вопросы развития своего региона, смогли ярко и интересно рассказать об истории местного самоуправления края с учетом национальных и исторических особенностей развития. Особое внимание заслуживает новые номинации конкурса –  видеосюжет «Об истории местного самоуправления моего края». Участники самостоятельно сняли видеосюжеты о местном самоуправлении и представили творческие работы.  Вторая номинация – исследование на тему: «История местного самоуправления моего края» и третья – исследование на тему: «Лидеры местного самоуправления» – о вкладе исторических личностей края (поселения) в развитие местного самоуправления.

17 сентября на площадке Общественной палаты участники очного этапа представят свои работы перед экспертами в области местного самоуправления и образования. Победители конкурса это кадровый потенциал и будущий научный, управленческий резерв нашей страны. Экспертный  совет конкурса проведет отбор участников для стажировки в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Сегодня местное самоуправление, как никогда, нуждается в молодых кадрах, которые со школьной скамьи знают и понимают вопросы местной демократии, и государственного управления. Поэтому создаются новые механизмы поддержки волонтерских и молодежных движений, например, в составе национального проекта «Образование». На вовлечение молодежи в управление развитием территорий муниципальных образований ориентирована  Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления, с которой Конгресс муниципальных образований активно сотрудничает.

В этом году конкурс дополнен темой, связанной с территориальным общественным самоуправлением, статус которого растет и на законодательном уровне. ТОС – эта та форма местной демократии, своеобразных локомотив развития территорий, с которой начиналась политическая карьера многих сегодняшних депутатов всех уровней. И у этого движения есть своя история, которая уходит корнями в общинное самоуправление и дает возможность молодому поколению сегодня реализовать свой потенциал. Наш конкурс развивается, охватывая все больше регионов и муниципалитетов. С этого года аудитория участника дополнилась студенческим сообществом.

Как отметил Игорь Сапко, Депутат Государственной Думы, Председатель Организационного комитета Конкурса «Конкурс, действительно стал всероссийским и служит тем целям, ради которых он и был задуман: Вовлечение подрастающего поколения россиян в управление развитием муниципалитетов и популяризацию местного самоуправления среди педагогов, школьников, студентов». Важен и образовательный аспект – знание истории родного края – основа, необходимая для формирования базовых принципов патриотизма в характере каждого молодого человека. Работа в местном самоуправлении – это, в первую очередь, личный вклад в  реализацию интересов граждан, защита их прав и обеспечение достойного уровня жизни. Для этого требуется профессионализм, управленческая мудрость, чувство долга и призвание.

Институт местного самоуправления всегда был, есть и будет фундаментом нашего государства, а муниципалитеты – площадками для позитивных трендов социально-экономического роста России. Церемония торжественного награждения состоялась 18 сентября 2020 года на площадке Общественной палаты Российской Федерации. Победители Всероссийского конкурса «История местного самоуправления моего края» получили путевки в международный детский центр «Артек» на 2021 год. Госкдаоственый университет управления, Воронежский государственный университет, Пермский университет.

Подведены итоги IV Всероссийского конкурса «История местного самоуправления моего края – 2020»: http://er-gosduma.ru/news/igor-sapko-startoval-finalnyy-etap-vserossiyskogo-konkursa-istoriya-mestnogo-samoupravleniya-moego-k/ Игорь Сапко: стартовал финальный этап всероссийского конкурса «История местного самоуправления моего края»: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/23685567/