«Городская среда – Территория развития»
17 марта в ВДЦ «Смена» состоялась презентация проектов в рамках Всероссийской образовательной программы «Городская среда – Территория развития». Программа направлена на обучение молодых граждан навыкам участия в создании комфортной городской среды и развитие общественных городских пространств. Она состоит из 4 основных блоков, включающих в себя образовательные модули и мастер-классы: «Градостроительство», «Компьютерное 3D моделирование в архитектуре», «Архитектура и дизайн городской среды», «Умный дом. ЖКХ».
«В последнее время государство уделяет большое внимание развитию городской среды. Общественные территории и городское пространство принадлежат жителям и должны удовлетворять прежде всего их запросы. Очень важно вовлекать молодое поколение в развитие и благоустройство окружающих территорий. Молодежь – наше будущее, необходимо обеспечить им комфортное и достойное пространство для развития», – отметил заместитель председателя ГД города Краснодара Виктор Тимофеев.
В течении 2 недель молодые урбанисты из 17 регионов РФ совместно с профессиональными архитекторами занимались разработкой новой градостроительной концепции ВДЦ «Смена», изучали современные функции общественных пространств, создавали макеты и проекты собственных объектов.
В итоге были разработаны:
- Серия проектов по преобразованию общественного пространства ВДЦ «Смена» и их 3д визуализации.
- Модернизированный макет ген плана Всероссийского детского центра.
На территории ВДЦ было установлено 4 архитектурных объекта, придуманных и изготовленных участниками программы:
- Театральная и международная библиотека для bookcrossing
- Офлайн-навигатор
- Многофункциональный трансформируемый арт-объект
Необходимо отметить, что на протяжении программы молодые архитекторы самостоятельно прошли путь от «Идеи к проекту»: ребята, работая в командах, анализировали территорию ВДЦ «СМЕНА», создавали эскизы, готовили макеты будущих проектов, производили расчеты параметров объектов и их конструкции, и участвовали в непосредственной реализации своих проектов. Работа проходила в специализированных мастерских, под руководством профессиональных архитекторов.
Образовательный модуль «Градостроительство», руководитель: Алена Аликина
В данном модуле молодые архитекторы занимались разработкой новой градостроительной концепции ВДЦ «Смена» в условиях существующей застройки, с учётом плана развития территории. Дети разрабатывали индивидуальные эскизы, участвовали в принятии решения по модернизации отдельных участков ген-плана в рамках благоустройства территории. На новом плане появились парки, скверы, прогулочные зоны, разработаны проекты открытого и закрытого бассейнов. На макете появились ледовая арена, в которой круглогодично могут проводиться соревнования по хоккею и фигурному катанию, амфитеатр с выходом на море, канатная дорога, контактный зоопарк, обсерватория, искусственный водопад.
Многофункциональный трансформируемый арт-объект, руководитель: Александр Асафов
Данный объект может одновременно решать несколько задач. Во-первых, он служит интерактивной стенкой, которая разграничивает противоположные тематические зоны лагеря, во-вторых, выполняет роль павильона для мини-выставок. Следующая функция – это зона отдыха, кубики легко трансформируются в различные фигуры и предметы интерьера, начиная от лавочек со столами, заканчивая навесом или беседкой. Образовательная функция – ключевая особенность: можно собрать кубика-рубику, использовать кубики в качестве обычного конструктора. Так же на стенках нарисованы буквы – из них ребята могут составлять кроссворд. Объект-трансформер легко превращается в стенку-знакомств. На фасаде многоэтажки, выстроенной из панельных кубиков, можно оставить свои контакты, передать привет родному городу или найти соседей по смене. Из кубиков можно собрать карту ВДЦ «Смена». Важно отметить, что данный объект – это полностью командная работа: ребята самостоятельно придумывали шрифты, разрабатывали концепцию и дизайн, чертили макеты, переносили эскизы на фанеру, расписывали кубики.
Арт-объект Офлайн-навигация, руководитель: Надежда Марсакова
За образ объекта взята структура ДНК, символизирующая движение вверх по спирали. В ДНК зашифрован код, где каждая хромосома отвечает за определенный признак, в данном случае каждая стрелка указывают на определенный объект. Навигатор – яркий акцент на территории лагеря, который постоянно обновляется вместе с развивающейся «Сменой».
«Компьютерное 3D моделирование в архитектуре»,
руководитель: Ирина Копычина
3D моделирование – это один из инструментов, который позволяет сделать идею отдельного человека доступной и понятной окружающим. Перенос карандашного рисунка в цифровое пространство, овладение техническими навыками работы в специализированных архитектурных программах, красочная визуализация, анализ, расчет параметров, а также развитие навыка оптимизации объекта под меняющуюся среду – ключевые направления. В процессе обучения ребята разработали 3D проекты автономных зон отдыха, нео-библиотек, заменяющие образовательные кластеры, проекты искусственных скало-дромов, смарт-лавочек, фруктовых садов, модернизированных зон отдыха.
Образовательный модуль «Архитектура и дизайн городской среды», руководитель: Валерия Асафова
В данном модуле ребята занимались разработкой библиотек для bookcrossing.
На первом этапе, участники проанализировали территорию и решили создать несколько мини-библиотек для свободного обмена книгами – центральную – на театральной площади возле сцены, и небольшие «домики для книг» на территории каждого лагеря. В процессе работы над проектом ребята представляли свои идеи, создавали макеты, а так же продумывали конструкцию и дизайн будущих объектов.
Возле сцены появилась библиотека в форме театральной маски, символизирующей трагедию и комедию. Книги – это всегда путешествие в, открытие новых миров, поэтому «дома для книг» выполнены в стилистике традиционных зданий разных стран. Библиотеки должны стать новыми точками притяжения в лагере и создадут более разнообразную и дружелюбную среду в ВДЦ «Смена».
Освоив на практике метод «О идеи к проекту», дети смогут самостоятельно реализовать свои идеи, разработанные в ВДЦ «Смена», в регионах.
Образовательный модуль «Умный дом. ЖКХ», руководитель Ольга Гришина
Ребята освоили жилищно-коммунальную грамотность, узнали о возобновляемых и ограниченных источниках энергии, об экономии природных ресурсов и утилизация ТБО, так же познакомились со смарт-технологией «Умный дом». По итогам программы была проведена онлайн-игра ЖЭКА, посвященная азам ЖКХ. В конце были выявлены победители и награждены памятными призами.
«Необходимо с самого детства формировать представление о комфортном городском пространстве. Развитие архитектурных компетенций, популяризация знаний об основных законах градостроительства, принципах благоустройства общественных территорий и формирования комфортной среды дает возможность молодежи участвовать в принятии решений на местном уровне, способствует развитию активной жизненной позиции», – отметил Сергей Кочнев, директор Института развития местных сообществ.
Программа проходила с 6 по 20 марта в ВДЦ «Смена», в ней приняли участие молодые граждане в возрасте от 12 до 17 лет. Программа по привлечению молодежи к участию в формировании общественных пространств продолжается. Запущен Всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города», целью которого является выявление и продвижение талантливых архитекторов по всей России.
Организаторами мероприятия выступают Автономная некоммерческая организация «Институт развития местных сообществ» и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Программа подготовлена с учетом основных направлений реализации приоритетного проекта стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Дополнительную информацию о проекте можно получить на сайте Института развития местных сообществ www.irazvi.ru и по телефону: (495) 606-85-31; (495) 606-86-40
Пресс-секретарь проекта: Катерина Гаврюшина 8903-2-306-306
Электронная почта: irms.info@yandex.ru